Народная дружина
Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;
2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;
3) внештатный сотрудник полиции - гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству;
4) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;
5) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
Принципы участия граждан в охране общественного порядка
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:
1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;
2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;
3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;
4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.
2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести.
2. Решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в поиске лиц, пропавших без вести, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, имеют право:
1) оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;
2) получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;
3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
4. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны:
1) не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести;
2) сообщать сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести;
3) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков
Создание и организация деятельности народных дружин
1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации это не отнесено к полномочиям представительных органов внутригородских муниципальных образований). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
4. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.
5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.