Это не поэтический образ. И не хиромантия. Все практично и предельно реалистично — речь о новых линиях метро, которые на самом деле меняют жизнь очень многих людей. С 2011 по 2015 год, за то время, что проблемами города занимается команда Сергея Собянина, столица получила 15 новых станций метро. А в перспективе — строительство еще более интенсивное.
В 2011 году, как только Сергей Собянин приступил к обязанностям Мэра Москвы, Правительством столицы была принята программа развития сети Московского метрополитена, рассчитанная на 9 лет — до 2020 года. За 9 лет предполагалось увеличить протяженность метро в 1,5 раза — построить более 160 км новых линий, открыть почти 80 станций, в том числе 28 станций Второго кольца метро (Третьего пересадочного контура). Разумеется, время и обстоятельства внесли свои коррективы, однако сейчас, по прошествии пяти лет, можно констатировать: в основном программа выполняется. Как сказал недавно заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин: «За пять лет в столице построено более 34 километров линий метро и создан большой задел на будущее».
В частности, районы Западного административного округа получили за прошедшие пять лет три новые станции: «Деловой центр», «Парк Победы» (2013 год, Калининско-Солнцевская линия) и «Тропарево» (2014 год, Сокольническая линия).
В самом ближайшем будущем Сокольническая линия продлится еще на две новые станции — «Румянцево» и «Саларьево», но это уже Новая Москва, заветные линии пройдут под землей ЗАО навылет. Зато в 2016 году «на нашей улице» ожидается самый настоящий праздник: районы Западного административного округа должны получить семь новых станций метро Калининско-Солнцевской линии: «Ломоносовский проспект», «Минская», «Очаково», «Раменки», «Мичуринский проспект», «Говорово» и «Солнцево». В 2017-м к ним добавятся станции «Боровское шоссе», «Новопеределкино». Однако и это еще не все. В 2020-м, согласно принятой программе, в ЗАО должна быть открыта станция «Дорогомиловская» (центральный участок Калининско-Солнцевской линии).
Благодаря этому изменится жизнь десятков и даже сотен тысяч людей. Без преувеличений. Такова сила метро, таковы его возможности. Метро в шаговой доступности — это перспектива иной учебы (в институте, удаленном от дома), иной работы, иных взаимоотношений с родными и близкими, что тоже немаловажно. В общем, подземные линии, безусловно, влияют на судьбы граждан — что правда, то правда.
Сейчас, по словам заммэра Хуснуллина, в состоянии активного строительства находятся более 30 станций метро. Около 20 проходческих комбайнов каждый день прокладывают туннели. Набран хороший темп, впоследствии он должен позволить вводить по 20 км путей ежегодно — как минимум.
Но это техническая сторона процесса. А еще есть эстетическая, которая с недавних пор зависит и от самих москвичей.
Знаете, как будет выглядеть станция «Солнцево»? Павильоны предполагается построить в виде стеклянных призм, крыши — двускатные, как в русских деревенских избах и сараях. Ощущения множества солнечных лучей архитекторы добьются с помощью светящихся отверстий в стенах и потолке. На платформе «солнечные брызги» возникнут благодаря отражению искусственных источников света, а внутрь павильонов естественные солнечные лучи будут попадать сквозь отверстия в металлических листах… Этот дизайнерский проект выиграл открытый конкурс в прошлом году, причем оценивали работы не только специалисты, но и простые москвичи, 300 тысяч человек, путем голосования в системе «Активный гражданин». Тогда же, одновременно со станцией «Солнцево», двумя голосованиями — профессиональным и народным — был утвержден дизайн-проект станции «Новопеределкино», в котором соединились исконно московские архитектурные приемы и современные методы отделки интерьеров. Главная изюминка победившего проекта — настенные росписи в виде травяных орнаментов, мотивы убранства старинных московских теремов. Световые короба вокруг колонн платформы станции похожи на своды старинных палат. Каждый короб освещен светодиодными излучателями, которые позволят менять цвета сводов во время городских праздников… Красиво, просто сказочно.
Кстати, идея с открытым конкурсом и народными голосованиями по поводу метро настолько понравилась и москвичам, и городским властям, что буквально неделю назад, 7 октября 2015 года, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил об открытии очередного конкурса на дизайн двух строящихся станций — «Мневники» и «Терехово» (Второе кольцо метро). Сначала проектами займутся профессионалы, а потом несколько лучших вариантов предстанут на суд общественности в «Активном гражданине». Так что у каждого есть возможность поучаствовать в обустройстве родного метро. Тогда и реализации проектов будем ждать с еще большим нетерпением!
Как заверил 13 октября, выступая на телеканале «Москва 24» и подводя итоги пяти лет работы своей команды, Мэр столицы Сергей Собянин, развитие метрополитена продолжится и после 2020 года. Метро было и останется важнейшим из всех видов транспорта — во всяком случае, для Москвы.