30 апреля в галерее-мастерской «Сколково» объединения «Выставочные залы Москвы» состоялось открытие выставки «Вдохновение + алгоритм».
В экспозицию вошли работы участников арт-резиденции «Медиапоэтические машины». Все они на протяжении трех месяцев круглосуточно жили и творили в галерее-мастерской. Впечатления и идеи художники черпали в исследованиях нового для них Можайского района, его улиц, зданий, инфраструктуры.
«Вдохновение + алгоритм» – квинтэссенция трехмесячного творческого процесса. Все работы объединены общей идеей исследования медиапоэзии – взаимодействия текста и аудиовизуальной составляющей.
– Это медиапоэтическая книга. В отличие от обычной книги в нее входят не только страницы, но и визуальные произведения искусства, основанные на трансформации текста в новый генеративный текст, в визуальные и аудиальные образы, – рассказывает куратор выставки Елена Демидова.
Тема первого зала выставки – получение информации, ее анализ и принятие решений. Здесь можно поучаствовать в акции «Что-то не то», заполнив анкеты по усовершенствованию мира по образцу или по собственному усмотрению, а затем опустив их в импровизированный почтовый ящик.
Во втором зале представлены медиапоэтические машины, созданные художниками Еленой Демидовой, Анной Толкачевой, Ириной Иванниковой и Евгением Кузиным. Электронная рыбка-робот плавает в бассейне и генерирует моностихи. Камера считывает движения рыбки, которые транслируются на экран в виде текстов и символов кода.
Генератор солнечной активности – интерактивная онлайн-работа, где с одной стороны экрана показывается реальная картинка из телескопа, с другой – генерируются в произвольном порядке поэтические тексты со всего Интернета, посвященные Солнцу.
Художественные процессы – работа, имитирующая жизнь и преемственность творческих процессов. Кликнув по экрану мышкой, зритель получает распечатанную на принтере картинку с автоматически сгенерированным к ней текстом.
В третьем зале зрителя ждет неординарный взгляд на окружающий мир. Художник Андрей Черкасов, исследуя окрестности Можайского района, сделал фотографии стен домов. Он открыл их в несовместимом по формату текстовом редакторе, а появившиеся графические линии преобразовал в символ, напоминающий по форме иероглиф, заново перенес на изображение и распечатал. Так в работе, получившей название «Новый язык. Код стен», отразились размышления художника о современных технологиях и их применении.
Четвертый зал посвящен пространству Можайского района и его осмыслению художниками. В генератор «Эльсинор» Натальи Федоровой вложены тексты, описывающие пространство, окружающие предметы и людей. Текст генерируется в порядке, определенном компьютерной программой. В результате получаются неожиданные комбинации смыслов.
В пятом зале происходит преобразование звука в изображение. Пьезодатчик, установленный на стекле окна, улавливает вибрации с улицы, которые после преобразований через сигнал аналогового телевизора транслируются на экране как волны. Так звук становится видимым.
– Название нашей выставки символизирует симбиоз человека и машины, – говорит куратор выставки и галереи-мастерской «Сколково» Константин Гроусс. – Машина-поэт, управляемая человеком, генерирует визуальные, слуховые и тактильные образы, обнаруживая множество скрытых до сих пор смыслов. Человек XXI века творит по вдохновению, определяемому алгоритмом. Но выбор результатов работы машины все равно остается за человеком.
Светлана Рогоцкая